Какой кабель использовать для проводки в квартире: обзор проводов и выбор лучшего варианта
Какой кабель использовать для проводки в квартире: обзор проводов и выбор лучшего варианта
В продаже имеются разнообразные провода, различающиеся по материалу, сечению, маркировке, конструкции и цвету.
При прокладке электросистем необходимо решить первоочередной вопрос – какой кабель использовать для проводки в квартире, чтобы обеспечить безопасность и надежность проложенных электрических коммуникаций.
Согласитесь, выбор подходящего проводника – задача не из легких. Мы постараемся вам помочь, и предлагаем ознакомится с подробной классификацией кабелей и спецификой подключения электрооборудования.
Виды проводов
Провод представляет собой одну неизолированную токопроводящую жилу, или одну и более изолированных жил.
Изолированные провода, имеют оплетку и изоляция. Материалом изоляции может быть пластмасса, резина, пряжа хлопчатобумажная, металлическая лента.
Изолированные провода могут быть двух видов, в зависимости от наличия оболочки защиты:
- Без оболочки — незащищенные провода — ППВ, ПРД, АППВ, АПРТО и т.д.
- С оболочкой — защищенные провода — АПРН, ПРВД и другие.
Вторая главная категория проводов, это неизолированные (голые) провода, но их не используют в помещениях, в основном для передач электроэнергии по воздуху, это марки проводов ПС, АС, ПСО и т.д.
Отличие между всеми проводами есть и в количестве жил, то есть одножильные имеют одну жилу, многожильные — несколько жил. Многожильные провода считаются более гибкими и с более высоким сроком эксплуатации.
Еще одним критерием выбора провода является материал их изготовления, провода могут быть медными, алюмомедь, алюминиевые. Это три основных вида, которые используются для электропроводки.
Медные провода имеют ряд преимуществ: высокий уровень гибкости, высокую проводимость, материал не дает оксидной пленки. Из недостатков прежде всего стоит отметить высокую цену, но, если необходимы провода с такими характеристиками, которыми обладают медные, лучше не экономить на безопасности. Медные провода нельзя использовать с алюминием, для это при соединении проводников разных видов нужно использовать специальные клеммы.
Алюминиевые провода имеют низкую стоимость, хороший уровень электропроводимости, но не в сравнении с медными, у вторых уровень проводимости в полтора раза выше. Останавливая выбор на алюминиевых проводах, знайте, что они плохо гнутся, имеют риск перегрева и потери контакта, а также такой материал, как алюминий склонен к окислению.
Третий вид провода из алюмомеди, он несет в себе алюминиевый сердечник с медной оболочкой. По цене относительно недорогой провод, имеет положительные качества, но уступает каждому из металлов по показателям. Как для «золотой середины» при выборе провода для электропроводки это — неплохой вариант.
Заземляющий провод
Заземляющий проводник имеет желтый или зеленый цвет или обозначен полосами такого цвета по всему кабелю. Такой проводник подключают в распределительном щитке к заземляющей пластине. В распределительной коробке проводник земля подключается к заземляющим проводам, идущих от розеток и электроприборов, таких как светильники, например. Проводник земля не подключают к устройству защитного отключения.
Как выглядит провод заземления.
Электрические сети постоянного тока
Наряду, с переменным током применяются цепи постоянного тока, например, в бортовых сетях автомобилей и электробытовых приборах. В такой электропроводке нет фазного провода и нулевого. Правило цвета проводов в электрике постоянного тока намного проще, так как имеются только два потенциала положительный, обозначаемый в электрических схемах, как (+) и отрицательный, имеющий знак (-). Расцветка таких проводов легко запоминается: плюс – красного цвета, а минус – черного.
Важно! Для бытовых приборов эти цвета верны только для питающих линий, в дальнейшей части схемы плюсовой провод может иметь другой цвет.
Кабеля для квартиры: виды и характеристики
Для квартиры совершенно не обязательна прокладка электропроводки мощных кабелей, так как такое жилье потребляет в несколько раз меньше мощности, чем частный дом. Однако, и здесь электропроводка должна осуществляться с учетом запаса и дополнений. Рассмотрим разновидности проводов, которые сегодня используют для разводки проводки по квартире.
- ПБПП — кабельная коммуникация плоского типа, имеет одинарные жилы, которые помещены в полимерную изоляцию. Используются для прокладки освещения и в некоторых случаях розеток, отвечающим условиям использования маломощных потребителей.
- ПБППг — от прежнего варианта отличается жилами. В этом варианте они выполнены витым способом. Последняя маленькая буква подчеркивает гибкость проводника. Используется аналогично для систем освещения и потребителей с небольшой мощностью.
- ППВ — одножильный проводник из меди. Чаще всего его применяют для расположения скрытой электропроводки в квартире. Данная конструкция имеет одинарный слой изоляции.
- АППВ — встретив такой вариант, вы можете его использовать аналогично предыдущему. Единственное отличие в токоведущем проводнике — он выполнен из алюминия.
- АПВ — схожий с предыдущим типом вариант, имеет алюминиевую основу, выполнен скрученным способом. Чаще всего производится до 16 кв. мм.
- ПВС — достаточно мощный кабель, однако он не подходит для создания электрических сетей. Чаще всего такими кабелями подключают мощные бытовые приборы. Сечение кабеля устанавливается в диапазоне от 0, 75 до 16 кв. мм.
- ШВВП — медно-луженный проводник плоского типа, применяется исключительно для бытовых нужд. Часто применяется для подключения к сети электрических бытовых приборов. Производственные размеры составляют от 0,5 до 16 кв. мм.
Электропроводка для слабых потребителей
Важно! Если вопрос выбора электрических кабелей для домашних условий стоит слишком остро, необходимо взять ко вниманию все возможные факторы по отношению к будущей проводке.
Устройство автомобилей
Провода, применяемые на автомобилях для передачи электрической энергии от источников к потребителям, в процессе эксплуатации испытывают значительные тепловые и механические нагрузки, а также подвержены химико-коррозийным воздействиям. Сюда можно отнести значительный перепад температур, вибрацию и тряску, негативное воздействие нефтепродуктов, влаги и загрязнений.
Некоторые провода предназначены для передачи тока малой величины, на который могут повлиять различные радиопомехи и электромагнитные поля.
По этим причинам к электропроводам, используемым для монтажа схем электрооборудования автомобилей, предъявляются высокие технологические и эксплуатационные требования.
В системе электрооборудования автомобилей могут использоваться провода, предназначены для передачи тока низкого и высокого напряжения, при этом высоковольтные провода обычно используются в системах зажигания автомобильных двигателей с принудительным воспламенением рабочей смеси.
Автомобильные провода низкого напряжения
Провода низкого напряжения применяются для соединений в бортовой сети. Они состоят из медных токопроводящих жил с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката или резины. Жилы выполняются из луженой или нелуженой медной проволоки, обладающей высокой электропроводностью, эластичностью и технологически просто соединяются с наконечниками штекерами и прочими присоединительными элементами.
Для удобства при монтаже и ремонте электрооборудования используется буквенное и цифровое обозначение выводов и цветовая маркировка проводов. Маркировка проводов по цвету изоляции создает удобства при их монтаже, обслуживании и ремонте.
Сплошная расцветка проводов использует десять цветов, при комбинированной расцветке дополнительно на сплошную расцветку наносятся полосы или кольца белого, черного, красного или голубого цвета. Таким образом, цветовая палитра, используемая для обозначения проводов, существенно расширяется.
Применение цветных проводов на автомобиле регулируется определенными правилами. Все соединения изделий с корпусом автомобиля («массой») должны выполняться проводами одного цвета (чаще всего – черного). Провод, соединяющий коммутирующий прибор (выключатель, переключатель) или предохранитель с линией электроснабжения, должен иметь тот же цвет, что и провод сети, к которой происходит подключение.
Участки цепи, проходящие через разборные или неразборные контактные соединения, должны выполняться проводом одинаковой расцветки.
Участки цепи, разделенные контактами реле, предохранителями, резисторами и т. п., должны иметь различную расцветку. Цвет проводов, проложенных в разных жгутах к разным потребителям, может повторяться.
Провода могут иметь бронированную изоляцию для защиты от механических повреждений и экранирующую оплетку для уменьшения влияния электромагнитных полей (радиопомех) на протекающий по ним ток.
Гибкие одножильные провода ПВА, ПГВА (провода гибкие с изоляцией из поливинилхлоридного пластика, автомобильные), ПВАЭ (экранированные) и ПВАЛ (с луженой жилой) рекомендуются к использованию в жгутах, работающих при температурах от —40 до +105 ˚С.
Для температур от -50 до +80 ˚С предназначены провода ПГВА, ПГВАД (двухжильный), ПГВАЭ (экранированный) и ПГВАБ (бронированный).
Провода ПГВА-ХЛ устанавливаются на автомобилях, эксплуатируемых в районах с холодным климатом (от —60 до +70 ˚С). Для переносных ламп применяются провода ШВПТ с параллельно уложенными жилами и ПЛНТ с резиновой изоляцией.
Плетеный неизолированный провод АМГ используется для соединения отрицательного вывода аккумуляторной батареи с «массой» и помехоподавляющих перемычек кузова.
На грузовых автомобилях в электрических цепях используется кабель КГВВА.
Площадь сечения жилы в автомобильных проводах может быть 0,5; 0,75; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0; 6,0; 10,0; 16,0; 25,0; 35,0; 50,0; 70,0; 95 мм 2 . Толщина изоляции – от 0,35 мм (площадь сечения 0,5 мм 2 ) до 1,6 мм (площадь сечения 95,0 мм 2 ).
Провода перед установкой на автомобиль собираются в жгуты, представляющие собой законченное электротехническое изделие, содержащее кроме проводов, наконечники, резиновые защитные колпачки, оплетку и т. п.
Длина проводов в жгуте должна составлять не менее 100 мм, длина ответвлений – не менее 50 мм.
Перспективными являются плоские жгуты, в которых провода прикреплены к основе методом тепловой сварки. Такие жгуты шириной до 60 мм используются на многих современных легковых автомобилях (в частности, автомобилях ВАЗ-2108, -2109). Плоские жгуты удобнее в обслуживании и упрощают поиск неисправностей, связанных с пробоями или обрывами в цепи. Кроме того, такая конструкция жгута способствует более эффективному охлаждению проводов.
Наконечники проводов выполняются под винтовое крепление отверстия диаметром на 0,2…0,5 мм больше диаметра винта или в виде штекеров. Плоские штекеры выпускаются толщиной 0,2…0,5 мм и шириной 2,8; 4,8; 6,3 и 9,5 мм. Максимально допустимая сила тока для штекеров шириной 2,8 мм – 6 А; 6,3 мм – 20…30 А; 9,5 мм – 30…40 А.
Сечение провода в жгуте выбирается с учетом тепловой нагрузки, т. е. температуры окружающей среды, числа проводов в жгуте, тепловой нагрузки провода и конструкции жгута. Так, при температуре окружающей среды 30 ˚С жгут традиционной конструкции с 8…19 проводами сечением 0,5 мм 2 допускает силу тока до 6,5 А, а плоский жгут с проводами аналогичного сечения в таких же условиях – до 9,0 А.
Для проводов зарубежного производства при выборе сечения предлагаются усредненные рекомендации вне зависимости от числа проводов в жгуте. Провода сечением жилы менее 1 мм 2 к установке на транспортные средства не рекомендуются ввиду их малой механической прочности.
Жгуты в автомобиле крепят металлическими или пластмассовыми скобами. Нормы допускаемых токовых нагрузок проводов при прокладке в жгутах уменьшаются с увеличением числа проводов в жгуте.
Провода должны быть проверены на допустимое падение напряжения, которое определяется из соотношения:
Если потребитель подключается по двухпроводной схеме, то общая длина провода l представляет собой суммарную длину прямого и обратного проводов. Падение напряжения в цепи складывается не только из падения напряжения в проводе, но и из падений напряжения в переходных контактах штекерных соединений, выключателях, соединительных панелях и т. п.
С учетом падений напряжения минимальное напряжение в цепях дальнего и ближнего света фар должно быть 12,6 В, передних габаритных огней, указателях поворота, задних габаритных огней – 12,3 В, задних указателей поворота, сигнала торможения – 12,7 В.
Падение напряжения в стартерной цепи при силе тока 100 А не должно превышать 0,2 В – для номинального напряжения бортовой цепи 12 В и 0,4 В – для номинального напряжения 24 В.
Мультиплексная система электропроводки
Развитие электроники позволяет значительно упростить схему бортовой цепи автомобиля, сократить число жгутов и снизить массу электропроводки и соединительных элементов. Мультиплексная система электропроводки предусматривает подведение ко всем устройствам, входящим в систему, двух общих шин: силовой, по которой к потребителям подводится «+» питающей сети, и управляющей, по которой проходит сигнал на включение или выключение зашифрованный в двоичном коде. Сигнал формируется в мультиплексоре при нажатии соответствующего выключателя. Демультиплексор потребителя, получив сигнал, расшифровывает его и если он соответствует коду включения этого потребителя, подключает его к питающей сети.
Подобным же образом происходит отключение потребителей. Электронный блок осуществляет синхронизацию прохождения сигналов.
Управляющая шина может представлять собой световод в системе оптической связи, для этого управляющий сигнал из электрического преобразуется в световой.
Высоковольтные провода системы зажигания
Высоковольтные провода, способные выдерживать напряжение до 15 кВ и более, применяются в системах зажигания автомобильных двигателей с принудительным воспламенением рабочей смеси. Эти провода подводят ток высокого напряжения к свечам зажигания от распределительного устройства для обеспечения искрообразования между электродами свечи.
Основные требования, предъявляемые к высоковольтным проводам – низкое удельное сопротивление, стойкость к радиопомехам и хорошие изоляционные свойства. Поскольку эти провода работают в условиях постоянной вибрации и возможного контакта с нефтепродуктами, они должны быть эластичными и стойкими к воздействующим на них агрессивным средам.
Высоковольтные провода делятся на обычные — с металлическим центральным проводником, и специальные — с распределенными параметрами, обеспечивающие подавление радиопомех.
Провода с медной жилой (ПВВ, ПВРВ, ППОВ и ВПЗС) имеют изоляцию из поливинилхлорида, резины или полиэтилена, поверх которой надета оболочка с повышенной бензомаслостойкостью. Эти провода обладают низким удельным сопротивлением центральной жилы (18…19)×10 3 Ом/м, рассчитаны на максимальное рабочее напряжение 15…25 кВ и могут применяться только в комплекте с помехоподавительными резисторами.
Провода с равномерно распределенным сопротивлением делятся на провода с распределенным активным сопротивлением (резистивный провод) и реактивным сопротивлением (реактивный провод).
Резистивный провод имеет токопроводящую жилу из хлопчатобумажной пряжи, пропитанной сажевым раствором, в хлопчатобумажной или капроновой оплетке. Такой провод ПВВО имеет удельное сопротивление (15…40)×10 3 Ом/м и рассчитан на максимальное напряжение 15 кВ.
Реактивные провода находят более широкое применение на современных легковых автомобилях (в частности, марки «ВАЗ»).
Провод ПВВП имеет центральную льняную нить, на которую нанесен слой ферропласта, в состав которого входят марганец никелевые и никель-цинковые порошки.
Поверх ферропластового сердечника наматывается токопроводящая железоникелевая проволока. Поглощение радиопомех происходит в проводнике и диэлектрике ферропластового слоя. Провод ПВВП выпускается диаметром 7,2 и 8 мм и рассчитан на рабочее напряжение 25 и 40 кВ соответственно; имеет удельное сопротивление 2 кОм/м.
Установленный на автомобилях марки «ВАЗ» провод ПВВП-8 имеет красный цвет.
Провода ПВППВ и ПВППВ-40 имеют аналогичную конструкцию и отличаются только используемыми в них материалами.
Для бесконтактных систем зажигания автомобилей марки «ВАЗ» применяется провод ПВВП-40 синего цвета с силиконовой изоляцией с удельным сопротивлением 2,55 кОм/м, рассчитанный на рабочее напряжение до 40 кВ.
Провода зарубежного производства имеют для повышения способности помехоподавления более высокие значения удельного сопротивления (так, например, у проводов фирмы «Motocraft» — 11 кОм/м).
Установка проводов с повышенным сопротивлением может привести к перебоям в работе системы зажигания. Помехоподавительные резисторы, которые выпускаются в расчете на сопротивление 5…13 кОм, соединяются со свечой зажигания или с распределителем. Резистор может встраиваться в свечной экранированный наконечник (рис. 1).
Как сделать обозначение уже проложенной проводки?
Иногда бывают случаи, когда приходится работать уже с установленным распределительным щитком, где подключения выполнены непонятно как. Мало того, что все сделано далеко от норм ПУЭ, так и еще сложно понять, где силовые контакты, ноль и земля.
Или другой случай, когда приходится работать с электропроводкой еще советских времен, где в принципе изоляция была только белая и черная (!). В такой ситуации приходится заново при помощи пробника искать напряжение и нейтраль, определять, как и куда они подведены. Как результат, много времени тратится впустую.
Чтобы не менять уже проложенные кабели, можно просто их пометить. Правила ПУЭ допускают маркировку в местах подсоединения к электрическим шинам — на окончаниях. Таким образом можно обозначить провода в щитке, но при работе с розеточными линиями, освещением и распределительными коробками придется снова «ломать» голову, какой кабель куда ведет.
Для удобства мы рекомендуем использовать специальные кабельные маркеры (как правило, их цепляют на местах соединения). Они имеют, как фазно-нулевые идентификаторы (A,B,C,N), так и цифровые (0-9), которые удобно применять для обозначения разных электроцепей в быту (согласно требованиям для них можно использовать только арабские цифры и только латинские буквы).
Главные преимущества: стоимость и простота монтажа.