Rkrem.ru

Большая стройка
48 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как измерить напряжение мультиметром

Как измерить напряжение мультиметром

Почти каждому из нас рано или поздно доводилось (или еще придется) столкнуться с задачей измерить электрическое напряжение.

Это может понадобиться вам в одной из бесконечного множества бытовых ситуаций, и хорошо бы заранее знать, как и при помощи чего это можно сделать.

Для измерения напряжения вам понадобится всего лишь один прибор под названием «мультиметр» и источник электроэнергии. Измерить напряжение завалявшейся батарейки, блока питания для ноутбука, оголенных проводов в квартире — это одни из наиболее частых применений.

В этой статье мы на примере рассмотрим как измерять напряжение электрической энергии при помощи бытового мультиметра.

В качестве примера, для чего это нужно знать каждому, можно привести несколько бытовых ситуаций: замерив напряжение на батарейке можно понять, насколько она «здорова», или может быть её уже можно выбрасывать; лампа в люстре не горит, хотя лампочка новая — стоит проверить, возможно проблема в проводке; при отключении электричества на щитке в подъезде не лишним будет убедиться, действительно ли вы обесточили всю квартиру. В общем, применений масса.

С задачами разобрались, теперь стоит рассказать о том, что вам для понадобится для измерений. В 99% бытовых ситуаций вам будет нужен лишь источник переменного или постоянного тока и «мультиметр» — прибор измеряющий напряжение, также называемый «тестером», и другие электрические показатели, а конкретно одна из его функций — вольтметр. Для домашних замеров подойдет самая простая модель, которую можно найти в магазине по цене от 200 рублей.

И совсем немного о токе. Напряжение электрического тока измеряется в вольтах (V). Сам ток может быть постоянным (DCV) или переменным (ACV). В розетке и домашней проводке ток всегда переменный, а у всего, где есть «+» и «-» (батареек, аккумуляторов и т.д.) постоянный. Первым делом определите, какой ток вы собрались измерять и выберите на мультиметре соответствующее положение переключателя: DCV — постоянный ток, ACV — переменный ток.

Цифровые значения на мультиметре — это максимальные измеряемые показатели. Если вы даже приблизительно не знаете какое напряжение вам предстоит измерить, начните с установки на самое высокое значение.

Стоит учесть, что многие современные мультиметры умеют сами определять какой ток на них подается — постоянный или переменный. Если ваш мультиметр из таких, то вместо положений переключателя DCV и ACV у вас будет одно положение — V. В таком случае просто выставьте его.

Мультиметры, тестеры и их разновидности

Мультиметр, он же мультитестер, являет собой специальное устройство для измерения самых разнообразных характеристик и параметров электрической сети, а также питающихся от нее деталей и элементов.

Прибор предназначен для того, чтобы на объекте строительства или ремонта можно было с высокой точностью определить:

  • постоянное и переменное напряжение;
  • переменный и постоянный ток;
  • сопротивление, емкость и многое другое.

Кроме вышеуказанных параметров, мультиметры оснащаются дополнительными функциями измерения, что позволяет также тестировать транзисторы, “прозванивать” кабель электропроводки до распределительной коробки и выходящие из нее провода, проверять работоспособность диодов и т.д.

Метрические приборы бывают двух основных видов: аналоговые и цифровые. Эти устройства отличаются функционалом, точностью измерения, качеством сборки, комплектацией. В любом случае это очень полезные измерительные системы для каждого.

В аналоговом мультитестере результат измерений отображается с помощью обычной стрелки на шкале. Иногда эксплуатация такого аналогового прибора не совсем уместна – новичку или не специалисту в области электрики тяжело разобраться со всеми шкалами, “ценой деления” определённого параметра, вычислить итоговое значение электрической характеристики.

И ещё, аналоговый тестер не имеет фиксации стрелки на позиции, что затрудняет считывание результата и вообще работу с прибором.

Цифровой мультиметр представляет результаты измерений в виде цифровых значений на жидкокристаллическом экране. Он обеспечивает предельную простоту эксплуатации устройства, позволяет исключить любые ошибки связанные со снятием показаний и расчётом необходимого параметра, учитывая “цену деления” шкалы. Это одна из основных причин популярности цифровых мультитестеров у мастеров.

Стандартные мультиметры могут стоить более 5 у.е. Но одно остаётся всегда неизменным – центральное место на панели занимает поворотный триггер. Не меняется расположение остальных элементов управления по углам панели, наличие необходимых разъёмов внизу панели, разноцветные условные обозначения.

Если будете приобретать такое изделие, обязательно покупайте с внешним силиконовым чехлов, который защищает от пыли, влаги, падений с небольшой высоты, имеет специальные зажимы и подставку, что бывает очень полезным в самых неожиданных ситуациях эксплуатации мультитестера.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Проверка аккумулятора автомобиля мультиметром включает в себя подключение сразу двух щупов. Мотор перед измерением также заглушите.

Красный щуп прислоните к «плюсовой» клемме, черный — к «минусовой». Если перепутаете — не страшно, прибор покажет актуальные цифры, просто со знаком минус.

Смотрите на экран прибора. Нормальный заряд аккумулятора колеблется в районе от 12,6 до 12,9 вольт.

Читать еще:  Соединение СИП с медным кабелем

Работу АКБ можно проверить также с запущенным мотором. При такой проверке аккумулятора автомобиля мультиметром вы также узнаете, как аккумулятор работает в паре с генератором, а также исправен ли регулятор напряжения.

Нормальные цифры при работающем двигателе — 13-14 вольт. Если мультиметр показывает меньше — аккумулятор нужно зарядить, или есть утечка тока.

Помните: мультиметр покажет заряд АКБ, но не расскажет о его работе исчерпывающе. Для этого существуют другие устройства. Например, нагрузочная вилка.

Как проверить датчики автомобиля мультиметром

Причиной «смерти» аккумулятора, скачков напряжения, ненужных значений на панели приборов могут быть различные датчики в машине. По опыту автомобилистов, чаще всего вызывают проблемы 5 видов датчиков:

  • коленвала;
  • скорости;
  • детонации;
  • ABS;
  • кислородный датчик.

Понять, где они располагаются, вы можете из инструкции к машине, на сайтах автолюбителей, различных форумах.

Для проверки датчиков автомобиля мультиметром вам понадобится также информация о показателях напряжения в норме именно для вашего авто. Ее также можно найти в инструкции или в интернете.

Определение с помощью мультиметра

Любой домашний электрик должен иметь в своем наборе инструментов мультиметр. Это универсальный тестер, позволяющий проверять работоспособность электронных компонентов, измерять напряжение и силу тока, а также прозванивать цепи. Недорогое и качественное устройство с простейшим функционалом можно купить за 300-500 рублей. Профессиональные электрики используют более дорогие приборы с дополнительными опциями и минимальной погрешностью.

Мультиметры бывают двух видов по способу работы – электронные и аналоговые. Стрелочные или аналоговые – это простой прибор со стрелкой. Цифровой мультитестер показывает значения цифрами. Метод определения для обоих видов устройств одинаков.

Правила работы с мультиметром:

  • Нельзя проводить измерения при повышенной влажности.
  • Не используются неисправные щупы.
  • Предел измерения должен превышать измеряемое значение.
  • При замерах запрещено крутить ручки или ставить другие пределы.

В настоящее время активно используются именно цифровые мультиметры. Алгоритм проверки может отличаться.

Проводка из трех проводов без маркировки

Можно выбрать метод исключения. Чтобы найти фазу, мультиметр следует собрать и поставить щупы слева и справа – черный в разъем COM, красный – в разъем для измерения напряжения. Переключатель следует поставить в сектор переменного напряжения V

или ACV. Стрелкой выбирается граница напряжения – оно должно превышать сетевое. На тестере можно увидеть значения 500, 600, 750 Вт в зависимости от модели.

Затем проводятся измерения напряжения между зачищенными жилами. Может получиться 3 варианта:

  • Между нулем и фазой должно быть напряжение, близкое к сетевому 220 В.
  • Между фазой и землей также может быть 220 В. В случае защиты линии системой УЗО автомат может сработать. Если УЗО отсутствует или есть минимальный ток утечки, показываемое напряжение будет в пределах погрешности номинала.
  • Между нулем и землей напряжение нулевое.

После проведения измерений тестер выключается, концы проводника изолируются и на них наносится маркировка. Ее можно сделать с помощью цветного скотча или пластыря с соответствующими надписями.

Проверка контакта в розетке непосредственным замером напряжения

Мультиметр подготавливается, производится контрольное измерение напряжения в розетке. Это позволяет убедиться в отсутствии обрывов на линии и работоспособности самого устройства. Если полученные на дисплее цифры корректны, подсоединение выполнено верно.

Красным щупом нужно коснуться тестируемого проводника. В случае проверки розетки щуп ставится в гнездо. Если проверяется зачищенный конец кабеля, рекомендуется подключаться через зажим-крокодил. Второй щуп прикасается к пальцам руки. На дисплее замеряются показания. В случае установки черного щупа на ноль напряжение будет нулевым или близким к нулю. При попадании на фазу напряжение будет достигать десятков или сотен вольт.

Касание щупа рукой в данном измерении безопасно. Предварительно прибор тестировался на исправность, поэтому человек не будет поражен электрическим током, опасным для жизни. Но даже несмотря на безопасность процедуры не все могут переступить психологический барьер. Тогда можно коснуться щупом штукатурки, потолка или обоев. Они имеют небольшую влажность, поэтому показания на тестере будут видны. Они будут ниже необходимого значения, но определить фазу таким способом реально. Также в качестве второго контакта можно использовать любой заземленный прибор (отопительный радиатор, водопровод) или металлический каркас без заземления.

Поиск нуля и земли

Определение фазы не вызывает сложностей. Труднее отличить ноль от земли. Есть разные методики определения, но они все не являются достоверными. Точно выявить назначение жилы можно при помощи профессиональных приборов из арсенала специалистов.

Один из способов – проверка мультиметром. Если срабатывает УЗО, можно судить о том, что тестер был подключен между фазой и землей. При контакте с фазовым и нулевым проводником защитное устройство не срабатывает. Это связано с тем, что при замере между фазовой и заземляющей жилой образуется небольшой ток утечки, которого может не хватить для срабатывания защитной системы.

Второй способ – прозвон с помощью мультитестера. Мультиметр переводится в состояние измерения сопротивления. Диапазон можно поставить до 200 Ом. Обязательно нужно отключить напряжение на щитке. После этого следует проверить напряжение между проводниками и заземленным предметом. Значение сопротивления на заземляющей жиле должно быть ниже, чем на нулевой.

Описанные способы являются приблизительными и не дают стопроцентную гарантию правильности определения нуля и земли. Соединения могут быть разными, и разница в измерения во всех случаях бывают минимальной. При необходимости следует пользоваться специальными устройствами для определения.

Индикаторная отвертка полезнейший инструмент при электромонтажных работах

Б езопасность – главное условие проведения любых работ с электрической проводкой в доме. Поэтому очень важно удостовериться в отсутствии напряжения в проводе. Это сделать поможет один важнейший инструмент, называемый индикаторной отвёрткой. Как же правильно использовать её?

Читать еще:  Как выбрать сечение провода по мощности

В доме запитывание электропроводки идёт от общего рубильника

П роисходит поступление тока (при напряжении 220 В) по фазному проводу к потребителю, затем возвращение его по нулевому проводу к общему рубильнику. Причём нулевой провод находится под напряжением лишь в момент работы потребляющего ток прибора. Так вот, проверить, есть или нет напряжение в проводе, то есть «фазный» он или нет, помогает индикаторная отвёртка.

Перед тем как приступать к каким-либо работам, связанным с электричеством, рекомендуется хорошо ознакомиться с некоторыми общими правилами ведения работ с электропроводкой и научиться выявлять отсутствие или наличие напряжения в электропроводах, во избежание опасных ситуаций.

Электричество

В жилые дома поступление электроэнергии осуществляется по двум электропроводам, один из которых именуют фазовым (именно на него и подают напряжение), другой — нулевым. Они и являются теми двумя проводами, к которым производится подключение вилки любого домашнего электрического прибора, потребляющего электроэнергию (к примеру, настольной лампы). К вышеуказанным проводам часто добавляют третий, называемый «заземляющий».

Самый первый шаг при работе с электричеством – выявление, в каком из проводов есть фаза, то есть определение находящегося под напряжением провода и другого – нейтрального. После нахождения фазового провода старайтесь к нему не прикасаться, чтобы не получить удар током.

Как определить фазу

Для выявления находящегося под напряжением провода следует пользоваться простейшим инструментом – фазоопределителем. Внешне он напоминает отвёртку (собственно, он и может служить отвёрткой), имеющую стержень из изоляционного материала и металлическое жало. Предлагаемые в продаже отвёртки-фазоопределители различаются по типу и размерам. При этом все они функционирую по одинаковому принципу. При покупке обращайте внимание на качество и надёжность изделия. Устройство индикаторной отвёртки следующее: стержень, находящийся внутри ручки, соединён с резистором, сопротивление которое довольно высокое, сам же резистор с другой стороны соединяется с крохотной индикаторной лампочкой, а та присоединена к металлической пластинке, установленной на конце ручки.

В момент касания жала индикаторной отвёртки находящегося под напряжением, фазного, провода, с одновременным прижатием пальца к металлической пластине, происходит загорание индикаторной лампочки. А не загорание лампочки, напротив, свидетельствует о том, что индикаторная отвёртка прикоснулась жалом к нулевому проводу (то есть, в зависимости от случая, любого провода не под напряжением). Но нужно быть осторожным: перегоревшая лампочка может показать неправильный результат, обманув вас. Поэтому следует заблаговременно проверить индикаторную отвёртку на работоспособность, тестируя её прикосновением к находящемуся под напряжением проводу, в «фазности» которого вы нисколько не сомневаетесь.

Фазоопределитель: принцип работы

И ндикаторная отвёртка работает по простому принципу: при касании жала инструмента находящегося под напряжением провода происходит прохождение тока по стержню инструмента через резистор и принуждение лампочки к свечению, после – попадание в прикасающуюся контактной пластины руку, дальнейшее прохождение через тело человека, держащего в руках данный фазоопределитель, и уход тока в землю. В этот момент человеку ничего не угрожает (он даже не чувствует, что пропускает через себя ток), так как внутри инструмента очень высокое сопротивление, величина тока – не превышает миллиампер, что совершенно не чувствуется.

Применение фазоопределителя

Индикаторная отвёртка поможет определить, какой контакт розетки находится под напряжением. Кроме того, перед тем как заменить неработающий выключатель, используйте фазоопределитель для предварительной проверки наличия фазы. В случае если розетка удлинителя вышла из строя, индикаторной отвёрткой проверьте наличие напряжения на одном из гнёзд этой розетки. Применение отвёртки поможет произвести тестирование подводки фазы: как она подведена – к резьбе либо к центральному контакту. Прикоснувшись к корпусу того или иного электробытового прибора жалом фазоопределителя, можно выявить находится ли он под напряжением. Касаясь жалом инструмента центрального контакта розетки, можно проверить земляной провод на предмет исправности. Применение индикаторной отвёртки позволяет определить, есть ли фаза в любом месте каждого из двух имеющихся проводников, к контактам которых подсоединён не включенный светильник.

В каких случаях нужно определить, есть ли фаза в данном проводе?

Необходимость в этом возникает, если надо проложить электропроводку или выявить причину её неисправности. В первом варианте фазоопределитель является исключительно полезнейшим инструментом, который оказывает огромную помощь в ведении работ. Вместе с тем важно не забывать, согласно нормативным актам прокладыванием проводки должны заниматься исключительно профессионалы, то есть, простой обыватель, даже имеющий специальные знания, самостоятельно производить эти работы не должен.

Читать еще:  Подогрев трубопровода нагревательным кабелем

Выявление поломок

Со временем при продолжительном использовании проводки бытовые электроприборы и другая техника могут начать контактировать с оголённым кабелем, что приводит к попаданию корпуса под напряжение, как говорят «корпус начинает пробивать». При возникновении у вас малейших опасений на этот счёт, рекомендуется предпринять следующие действия: подключите бытовое устройство к электророзетке и включите его. Далее, используя индикаторную отвёртку, следует прикоснуться её жалом к корпусу прибора в нескольких местах (особенно в тех зонах, где отсутствует лаковое, эмалевое или другое покрытие, и в неизолированных местах). Загорание индикаторного глазка является свидетельством наличия напряжения на корпусе объекта. Не обнаружится напряжение в том случае, если фазоопределитель касается заземлённого проводника.

Но быть в полной уверенности можно лишь после многократной проверки. Нередко домашняя проводка снабжается заземляющим проводом, подведенным ко всем электророзеткам, значит – к элекропотребителям. Однако часто провод сам по себе может быть не соединён с заземляющим электродом. Тогда электроустройство может быть под напряжением, будучи не соединённым с землёй. Удостовериться в не нахождении под напряжением всей земляной сети поможет снятие крышки с нескольких электророзеток и проверка заземляющего провода индикаторной отвёрткой (этот провод не перепутаешь с другим, так как он подсоединен к центральному контакту зажиму розетки, кроме того, его оплётка всегда жёлтая или зелёная).

Какой опасной ошибки следует не допускать

При не соблюдении определённых правил работы с электрическим током вполне возможно получить удар электротоком, особенно часто подобное случается, когда люди полагают, что выключив выключатель, можно работать с «внутренностями» осветительного прибора, не подвергаясь при этом опасности. Бывает одного выключения света недостаточно, если при создании проводки были нарушены определённые правила (выключатель подключен не к фазовому проводу, а к нулевому). Да и вообще, в случаях коммутирования осветительного прибора больше чем одним выключателем, без индикаторной отвёртки выявить, в каком проводе есть напряжение невозможно.

Проверка приборов

Проверка тахометра

Для проверки нового тахометра необходимо подключить мультиметр к клемме на задней стороне прибора и заземлению. При подаче на прибор тока мультиметр зафиксирует показания. Этот прием можно использовать для любого прибора.

Многие приборы работают на токе, который проходит через стабилизатор напряжения. Если сразу несколько приборов отображают неверные показания, возможно, стабилизатор неисправен. Для проверки необходимо подключить к выходному разъему мультиметр и включить зажигание.

Проверка стабилизатора

В современных автомобилях некоторые приборы получают питание от стабилизатора напряжения. Если стабилизатор ломается, показания приборов искажаются. Перед проверкой каждого прибора необходимо проверить сам стабилизатор, подключив мультиметр к его выходному разъему и заземлению.

Мультиметр должен показывать примерно 10В, небольшие отклонения обусловлены действием реостата. Сильное отклонение свидетельствует о том, что мультиметр необходимо заменить.

Как проверить высоковольтные провода

Обнаружить под капотом высоковольтные провода не составляет труда, как и их диагностика не таит в себе никаких сложностей. Проверить высоковольтные провода можно тремя способами, каждый из которых позволяет определить, наличие пробоя в них.

Визуальная диагностика

Самый простой способ проверки свечных проводов на наличие нарушения изоляции – это их визуальный осмотр. Необходимо внимательно посмотреть, чтобы по площади изоляции не было трещин, надрезов и сильных потертостей.

Еще один способ визуальной проверки свечных проводов – это наблюдение за их работой в темное время суток. Необходимо ночью открыть капот машины, завести двигатель, выключить фары и понаблюдать за высоковольтными проводами. Если в них имеются сильные пробои изоляции, в темноте «сверчки» будут видны невооруженным взглядом.

Проверка проводом

Для проверки свечных проводов может использоваться обыкновенный провод с зачищенными концами с двух сторон. Необходимо в темное время суток при включенном двигателе одну часть провода замкнуть «на массу» (корпус автомобиля), а второй водить по высоковольтным проводам в поисках места, где зачищенный наконечник начнет выдавать искру. Важно проверить не только изоляционный материал вокруг токопроводящей жилы, но и пластмассовые колпачки.

Диагностика мультиметром

Мультиметр в автомобильной диагностике чаще всего используется в качестве вольтметра, но имеется у него и еще одна полезная функция – возможность измерения сопротивления. Чтобы произвести замер необходимо полностью снять высоковольтные провода (или отключить один провод с двух сторон). Далее щупами выставленного в режим омметра прибора следует прикоснуться к двум сторонам провода, в результате чего мультиметр покажет информацию о сопротивлении.

Сопротивление исправных высоковольтных проводов находится на уровне до 10 кОм. При этом варьироваться оно может практически от нуля. Это зависит от типа самих проводов, используемой в них изоляции, длины, наличия микроповреждений и так далее.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector