Rkrem.ru

Большая стройка
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Утечка тока — как найти самостоятельно

С утечкой тока довольно часто сталкиваются профессиональные электрики во время обследования электропроводки, особенно старой, электроприборов ненадлежащего качества и другого электрооборудования. Проблема тока утечки также довольно часто встречается и при эксплуатации автомобилей и обуславливает быструю разрядку аккумуляторной батареи. В этой статье будут рассматриваться действия по выявлению утечек электричества относительно домашней сети 220В, но принципиальных различий между ней и автомобильной электросетью нет.

Причины возникновения утечки тока довольно банальны, со временем изнашивается защитная изоляция провода, меняются её характеристики. При неправильной эксплуатации проводки на изоляции провода появляются заломы, трещины, потёртости. Главная задача изоляции проводки и токопроводящих элементов — защищать человека от поражения электрическим током и предотвратить утечку электричества.

Даже новые электроприборы и проводка имеют небольшие утечки тока. Практически любая изоляция не идеальна, особенно это касается дешевого кабеля низкой ценовой категории. На дешевой электропроводке, как правило, с завода есть микротрещины, она менее устойчива к температурным и перепадам влажности, часто встречаются мелкие дефекты толщины. Неправильная эксплуатация, перегрев провода при нагрузках превышающих расчетные — всё это выводит изоляцию из строя и приводит к утечкам тока.

Утечку тока можно определить по следующим характерным признакам – прикосновение к корпусу электроприбора, стене, трубопроводу вызывает легкое покалывание в кончиках пальцев. Но будьте осторожны — величина истекания не превышающая величину в 10 мА считается безопасной, но ток утечки более 30 мА смертельно опасен.

Если у вас возникло подозрение на утечку тока, необходимо сразу обесточить помещение и вызвать профессионалов. Автомобиль со значительными утечками также эксплуатировать небезопасно. Вторым признаком утечек тока является непропорционально использованию повышенный расход и как следствие большие счета за электроэнергию или разрядка аккумулятора в автомобиле.

Какими приборами можно зафиксировать утечку электричества?

Специалисты электролаборатории используют профессиональный прибор для измерения сопротивления изоляции — мегаомметр. Такие приборы стоят довольно дорого, в быту не используются.

У многих дома или в гараже, можно встретить бытовой мультиметр и индикаторную отвёртку, ими и можно самостоятельно приблизительно обнаружить место утечки тока или электроприбор с дефектной изоляцией.

Что бы с помощью «бытового мультиметра» проверить сопротивление изоляции электроприбора, необходимо обязательно полностью отключить проверяемый прибор от электросети. На мультиметре перевести регулятор в положение 20 МОм. Одним щупом прикоснуться к штырю вилки, вторым металлической части электроприбора, лучше последовательно в нескольких местах. Если на дисплее отображается цифра «1», то тока утечки нет, изоляция исправна, показатели на экране ниже единицы свидетельствуют о токах утечки и чем ниже показатель, тем больше ток утечки.

Если у вас нет мультиметра, то обнаружить утечку можно обычной, даже самой дешевой индикаторной отвёрткой. Современные индикаторы чувствительны даже к небольшим токам. Алгоритм действий еще проще, необходимо включить прибор в сеть и коснуться жалом отвертки до металлических частей прибора, трубопровода или стен в нескольких местах. Лучше предварительно затенить помещение, если ток утечки присутствует, индикатор засветится с разной степенью интенсивности.

Как отыскать место утечки в электропроводке или кабеле

Найти дефект изоляции в скрытой проводке без специального оборудования невозможно. В этом случае необходимо вызывать специалисты электротехнической лаборатории. В открытой можно визуально внимательно осмотреть провод на предмет повреждений изоляции, особенно в местах соприкосновения кабеля со стенами, стояками, металлическими деталями.

Средства защиты человека от токов утечки

Для защиты от утечек тока в распределительном щитке устанавливаются УЗО или АВДТ (дифавтомат). В случае возникновения, даже небольшого, но опасного для человека тока утечки, УЗО или АВДТ моментально отключат подачу электричества. Правильная работа активного защитного электрооборудования гарантированно только при наличие рабочего заземления. Еще очень важно выбрать качественную автоматику и протестировать её. Все это могут выполнить специалисты наше электроизмерительной лаборатории. Не экономьте на своей безопасности!

Причины разрядки аккумулятора

Глубокая разрядка аккумулятора плохо сказывается на его работе. Но намного хуже, если эта ситуация повторяется изо дня в день. И вот тут стоит задуматься, в чем же именно причина такого поведения вашего железного коня. Из основных можно выделить:

  • изношенность аккумулятора;
  • несоответствие соотношения «зарядка/разрядка» от генератора;
  • выход из строя генератора;
  • плохая работа стартера;
  • внештатные токи утечки.
Читать еще:  Куда должны открываться межкомнатные двери в квартире?

В первую очередь необходимо проверить сам аккумулятор. Если он у вас более 3-5 лет, то он теряет свои свойства удерживать заряд. Для проверки отсоединяем клеммы аккумулятора, оставляем его на 2-3 часа и проверяем напряжение на контактах. Для этого достаточно обычного мультиметра – подсоединяем его к клеммам аккумулятора, придерживаясь полярности (плюс к плюсу, минус к минусу). Оптимальное значение напряжения 12,65 В, минимально допустимое – 11,9 В.

Зависимо от характера использования автомобиля аккумулятор может не успевать восстанавливать заряд от генератора. На это могут влиять короткие поездки, простои в пробках, частые запуски и глушение двигателя. Эти факторы имеют большое влияние на аккумулятор в холодную пору года.

В автомобилях с большим пробегом достаточно часто причиной может быть выход из строя генератора. Как правило, на приборной панели должно появиться соответствующее предупреждение, но иногда мы можем на это не обратить внимания. Также причина может быть в стартере – из-за изношенности подшипника или заклинивания втулки он начинает брать больше питания при прокручивании. В таких случаях нужна замена запчасти новой или ее восстановление на СТО.

Опасность утечки

Пока ток утечки соответствует принятым нормам, он не представляет серьезной опасности. Когда сопротивление изоляции снижается, например, при ее повреждении, ток утечки резко возрастает и может стать опасным для человека. На 1-й части рисунка 2 схематически изображен путь тока утечки (Iу) при касании человеком корпуса электроустановки, в которой повреждена изоляция корпуса Rи

Рисунок 2. Опасность утечки

При заземлении корпуса электроустановки (см. 2-ю часть рис.2) поражение электротоком при касании не происходит, поскольку утечка пойдет по пути наименьшего сопротивления. Но в этом случае в месте крепления защитного проводника (отмечено на рисунке красным кругом) может наблюдаться интенсивное выделение тепла, что провоцирует возникновение пожара.

Одна из причин снижения ресурса аккумуляторов — это повышенные утечки тока при выключенном зажигании: за время стоянки машины аккумулятор разряжается, после запуска мотора увеличивается длительность цикла заряда. Каждый лишний цикл разряда/заряда изнашивает АКБ, и чем больше был разряд — тем сильнее падает ресурс. Зимой утечки тока могут даже привести к невозможности запуска.

Что такое нормальный ток потребления?

При выключенном зажигании автомобиль все равно потребляет определенный ток, даже простейший карбюраторный — остается небольшой ток, обусловленный несовершенством диодного моста генератора (так называемый обратный ток диодов). На практике же таких потребителей гораздо больше, особенно на современных автомобилях:

  • К аккумулятору постоянно подключена магнитола: хотя она при штатной схеме включения и отключается при извлечении ключа зажигания, это происходит за счет ее собственных цепей, то есть часть схемы, отвечающей за «засыпание» и «пробуждение», встроенные часы и память настроек остаются под напряжением и потребляют некоторый ток.
  • От аккумулятора запитано постоянное питание электронных блоков — как минимум это ЭБУ впрыска, цепи энергозависимой памяти которого всегда под напряжением, а сам контроллер при выключении зажигания переходит в спящий режим. В автомобилях с таких контроллеров больше, и даже отключение части из них специальным контроллером бортовых цепей для снижения токопотребления все равно оставляет нагрузку на аккумулятор.
  • Любая противоугонная система всегда подключена к аккумуляторной батарее, ее ток потребления может изменяться в широких пределах (сеансы обмена с брелоком или , срабатывание тревоги).

Совокупность всех этих токов и называется нормальным током потребления в «спящем» режиме. Для исправного автомобиля он невелик, и не оказывает большого влияния на состояние аккумулятора — только длительная стоянка способна заметно снизить заряд батареи.

Токи утечки

Ток утечки в автомобиле — это любое сверхнормативное потребление, которое может достигать заметных значений. Причины утечки тока в автомобиле могут быть различными:

  • Неправильно подключена магнитола — при подключении вывода ACC на общий «плюс» ее можно будет слушать и без ключей, зато при ручном выключении она уйдет в режим с гораздо большим потреблением тока, чем при корректном включении.
  • Мощные усилители акустических систем должны управляться с головного устройства — при выключении магнитолы питание усилителя отключается. Усилители способны создать самый большой ток утечки, так как при высокой выходной мощности даже при отсутствии сигнала на входе ток, проходящий через оконечные каскады, достаточно велик.
  • Установлена некачественная или неисправная сигнализация, которая либо постоянно потребляет слишком большой ток, либо часто переходит в режим повышенного энергопотребления. При неправильном использовании блокировочных реле (ошибка установщика) через их обмотки ток проходит именно в режиме охраны — это также влияет на утечки.
  • Неисправен генератор — чрезмерно возрос обратный ток диодного моста.
  • Не «засыпают» штатные контроллеры неисправности или помех, создаваемых подключенным к противоугонным устройством.
  • Некорректно настроен автономный GSM/, слишком часто выходящий на связь с сервером для передачи данных — при каждом таком сеансе потребляемый им ток вырастает.
  • Неисправны выключатели, коммутирующие нагрузку — не отключается подогрев стекол или зеркал, и так далее.
Читать еще:  Куда поставить стиральную машину в маленькой квартире?

Простой пример: если на автомобиле установлен аккумулятор емкостью 65, А*ч, а его нормальный ток потребления при выключенном зажигании — 0,07, А, то до полного израсходования заряда батареи пройдет 65/0,07=928 часов. При регулярной езде этого более чем достаточно, чтобы не иметь проблем с запуском. Теперь представим, что токи утечки возросли до 0,3, А — аккумулятор выдержит уже 216 часов, и это при условии, что он абсолютно новый и полностью заряженный. На практике же при таком токе утечки уже через пару дней начнутся ощутимые проблемы.

Как найти утечку тока в автомобиле?

Для этого необходим обычный мультиметр в режиме амперметра, включаемый в разрыв между клеммой аккумулятора и силовым проводом.

Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром

При этом необходимо учитывать, что после отключения клеммы и нового замыкания цепи через мультиметр автомобиль частично «проснется» — нужно ориентироваться на то значение тока, которое установится спустя как минимум минуту. Какой ток утечки должен быть в автомобиле? Это зависит от его конструкции и количества установленного дополнительного оборудования, но в любом случае не должно превышать нескольких десятков миллиампер. Ток утечки, доходящий до десятых долей ампера — это уже явный признак неисправности, требующий внимательной диагностики.

Поиск источника утечки ведется отключением различных групп потребителей с повторным замером тока. Например, если ток утечки значительно снижается при отключении генератора, то источником проблем определенно является дефектный диодный мост, аналогичным образом отключаются усилители или магнитолы (по статистике, именно это обычно вызывает проблемы с ускоренным разрядом аккумуляторных батарей).

Диагностика токов утечки в «АКБ Энерго»

Наша фирма предлагает Вам свои услуги по определению токов утечек на любых автомобилях. Почему стоит обратиться именно к нашим специалистам?

  • Мы не зарабатываем на ремонте автомобилей: Вы можете быть уверены, что нам нет смысла навязывать дорогостоящий и ненужный ремонт. Вы платите только за диагностику.
  • Квалифицированный мастер может измерить ток утечки быстро и точно, при этом к автомобилю на время отключения клемм подключается резервное питание. Благодаря этому не сбрасываются параметры адаптации электронных блоков, не блокируются магнитолы, не сбрасываются их настройки. Особенно это важно на тех автомобилях, где штатный или дополнительно установленный иммобилайзер блокирует автомобиль при отключении питания.
  • Дополнительно мы также можем измерить реальную емкость аккумулятора, что позволит Вам определить, сколько он еще сможет прослужить, не доставляя Вам проблем.
  • Оценка состояния аккумулятора специалистом поможет определить, нет ли повышенного саморазряда АКБ (то есть он сам со временем заметно снижает свой заряд независимо от нагрузки бортовых цепей).

Вы можете приехать к нам в любое рабочее время, а, если у Вас есть вопросы, то наши консультанты всегда смогут помочь по телефону. Появились подозрения, что именно ненормальный ток утечки? Обратитесь к нам, чтобы быстро узнать настоящую причину проблем.

Читать еще:  Мини хамам в квартире

Средства защиты

Для того чтобы гарантированно исключить в доме случаи элктротравматизма, необходимо обустроить домашнюю электрическую сеть средствами защиты от утечек, в качестве которых в настоящее время находят широкое применение устройства защитного отключения (УЗО) и дифференциальные автоматы. О том, как выбрать УЗО по току, мы рассказывали в отдельной статье.

Альтернативный вариант — использовать дифференциальный автомат, который совмещает УЗО и автоматический выключатель. Дифавтомат также поможет защититься от неблагоприятного явления, т.к. моментально сработает и обесточит сеть при возникновении опасности.

Более подробно узнать о том, для чего нужно использовать УЗО, рассказывается в видео:

Вот мы и рассмотрели, что такое утечка тока в квартире и доме, какие причины ее возникновения, а также меры защиты в домашних условиях. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!

Будет полезно прочитать:

Как найти проблему в электропроводке?

Для измерения сопротивления изоляции, а значит и для контроля тока утечки на землю используются:

Индикатор напряжения (индикаторная отвертка), который подлежит использованию только в случаях проверки приборов с корпусом из металла. К включенному потребителю подносится, например, индикатор-отвертка. Факт срабатывания индикации фазоискателя говорит о том, что потребитель неисправен.

Мультиметр. Использовать его можно только при обесточенном оборудовании. Перед проверкой мультиметр нужно переключить в режим измерения сопротивления на отметку 20 МОм. Один щуп прибора фиксируется на корпусе проверяемого изделия, второй — на одном из контактных штырей вилки. Тоже самое необходимо проделать для второго контактного. На шкале должна высвечиваться бесконечность. Если нет, то оборудованием пользоваться нельзя.

Транзисторный радиоприемник. Это проверенный старый метод. Вначале необходимо отключить все потребители электроэнергии. После пройтись с приемником в местах, где проходит проводка. На участке, где имеются проблемы динамик будет «фонить». Обратите внимание, что приемник должен быть настроен на частоту, при которой нет радиовещания.

Мегаомметр. Принцип его применения схож с использованием мультиметра. Стоит также учитывать, что при вращении рукоятки прибора генерируется напряжение, равное 500-1000 Вольт, которое может вывести из строя некоторые слаботочные электронные части оборудования.

Также определить, есть ли в квартире или доме большие утечки тока можно, взглянув на электронный счетчик. Если на нем горит светодиод «земля», то утечка почти наверняка есть. Отключите по очереди приборы в квартире. После выключения «проблемного» светодиод погаснет. Однако надо иметь в виду, что светодиод «земля» иногда горит и при отсутствии утечки. Это происходит в случаях, если имеются неисправные или дешевые импульсные блоки питания (например, недорогие энергосберегающие лампы).

Большой ток утечки аккумулятора — проблемы

Большим током утечки, при котором требуется непременно найти проблемную точку, считают величину в 0,5 А. Потеря в пол-ампера за десять часов поглотит 5 А/ч, а оставленный на 4 суток автомобиль разрядится в ноль. Поэтому на длительную стоянку автомобиль оставляют с разомкнутой цепью.

Если в авто есть проблемный узел, в котором создается ток утечки, там обязательно начнется разогрев в транзисторе или микросхеме. Блок выйдет из строя. При утечке тока по проводнику не наступит возгорания, но может повредиться изоляция. Это и приведет к замыканию, интенсивному разогреванию в месте контакта и пожару.

Как найти утечку тока на аккумуляторе без прибора? В темное время суток остановить авто, открыть капот, закрыть дверь, но охрану не подключать. Снять провод с положительной клеммы и подождать 5 минут. Снова подключить клемму аккумулятора. Если искра проскочит мощная – утечка есть. Небольшое искрение – процесс естественный. Дальше следует измерить показатели и определить проблемное место.

Абсолютно точный признак утечки тока без измерения – за неделю стоянки свежий аккумулятор полностью разряжается.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector