Проверка регулятора напряжения генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Проверка регулятора напряжения генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Для проверки регулятора напряжения генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 необходим источник питания постоянного тока с возможностью регулировать выдаваемое напряжение.
Необходимые инструменты и приспособления
— Источник питания с возможностью ручной регулировки выдаваемого напряжения
— Мультиметр или вольтметр
— Контрольная лампа 5 Вт 12 В
Подготовительные работы
— Собираем электрическую цепь
К «массе» регулятора напряжения присоединяем отрицательный вывод источника питания и отрицательный щуп мультиметра.
К «плюсу» — выводу регулятора присоединяем положительный вывод источника питания и положительный вывод мультиметра.
Контрольную лампу подключаем к щеткам регулятора напряжения.
Необходимо строго соблюдать полярность при сборке электрической цепи, так как при неправильной сборке регулятор сгорит.
Порядок проверки регулятора напряжения генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Проверяем на «обрыв» и «пробой» регулятор напряжения генератора 37.3701 выпуска после 1996 года.
Подаем напряжение 13 В на регулятор напряжения
Включаем блок питания и выставляем мультиметр в режим вольтметра. См. схему выше. Контрольная лампа в цепи должна загореться. Исправный регулятор выдает ток оптимального напряжения на обмотку ротора генератора. Если лампа не загорелась, то в регуляторе имеется «обрыв» и его нужно заменить.
Постепенно повышаем напряжение
При значении 14,5-14,7 В контрольная лампа должна погаснуть. Исправный регулятор не дает напряжению повысится выше этого предела. Если контрольная лампа продолжает гореть, то регулятор «пробит» и подлежит замене.
Постепенно понижаем напряжение
Контрольная лампа должна включиться при напряжении не ниже 13,2 В.
Примечания и дополнения
— Аналогичным образом проверяется регулятор напряжения автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107, 21213.
— Перед проведением проверки осматриваем регулятор: если слишком грязный-очищаем, слишком изношены (менее 5 мм) или подвисают при перемещении щетки, то регулятор заменяем новым.
— Схема проверки регулятора напряжения генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1996 года выпуска.
TWOKARBURATORS VK -Еще информация по теме в нашей группе ВКонтакте
Признаки и причины неисправностей.
Выход из строя реле-регулятора автомобильного генератора происходит по ряду причин:
- Короткое замыкание витков обмотки возбуждения (межвитковое КЗ). Является одной из наиболее опасных неисправностей, поскольку не только выводит из строя РР, но в перспективе чревато полным отказом генератора. Замена регулятора оказывается временной мерой – замыкание снижает индуктивное и активное сопротивление обмотки, РР повергается повышенным токовым (следовательно, тепловым) нагрузкам, вскоре снова выходит из стоя и требует замены.
- В генераторах переменного тока – пробой диодов выпрямительных мостов. Диагностируется однозначно, вместе с заменой регулятора требуется замена выпрямительных модулей.
- Отказ щеточного узла (истирание, механическое разрушение щеток). Износ щеток не обязательно провоцирует неисправность РР, поэтому в практике встречаются случаи замены только щеток в совмещенных узлах. Прибегать к такой замене не рекомендуется, поскольку надежность реле-регулятора после такого ремонта сомнительна. В пользу полной замены узла говорит его невысокая стоимость.
- Замыкание на выводе управления регулятора.
- Естественное старение элементов РР.
Выход из строя реле регулятора приводит к недозаряду или перезаряду аккумуляторной батареи. О неисправности можно судить по потере емкости аккумулятора, вследствие чего затруднен или невозможен запуск двигателя.
Во втором случае причиной становится выкипание электролита. Признаком проблемы является интенсивное образование налета на штыревых контактах и клеммах АКБ, окружающий деталях конструкции автомобиля.
О неполадках также сигнализируют:
- На приборной панели при включении зажигания не загорается контрольный индикатор заряда/разряда АКБ.
- В автомобилях, где индикатор включен напрямую в цепь заряда аккумулятора от генератора, лампочка на приборной панели остается включенной после запуска двигателя.
- Яркость головного света (ближнего/дальнего) плавает при изменении скорости вращения вала силового агрегата.
Первый случай не обязательно свидетельствует о неисправности РР – возможны варианты окисления или пропадания контакта, перегорания индикаторной лампы. Следующие явно указывают на проблемы в цепи заряда АБ, отсутствие стабилизации выходного напряжения генератора. При появлении подобных признаков диагностика работоспособности реле-регулятора обязательна.
К сведению! Выход из строя регулятора опасен не только для аккумуляторной батареи. Превышение допустимых пределов напряжения на выходе генератора, резкие его изменения с числом оборотов двигателя создают дополнительные нагрузки на электрооборудование, приводят к поломкам источников питания бортовой электроники. Кроме того, возможен перегрев обмотки возбуждения (в итоге, нарушается изоляция обмоток, генератор требует замены). Не исключен ускоренный (за счет увеличенных токовых и тепловых нагрузок) износ щеток, их разрушение. Возможные результаты –выход из строя генератора с непрогнозируемыми последствиями для электрооборудования, механическое заклинивание, приводящее обрыву ремня и пр.
Что делать при неисправности?
Некоторые водители недооценивают важность реле-регулятора. При проблемах с этим прибором аккумулятор не сможет полноценно заряжаться или наоборот, будет получать максимально возможный ток, что приведет к выкипанию электролита. Откладывание замены неисправного реле приведет к выходу из строя аккумулятора. Замена которого, обойдется вам значительно дороже небольшой релюшки.
Если вы обнаружили проблемы с этим прибором в пути, а ехать вам еще далеко, то временно заменить регулятор может обычная лампочка на 12 В. Это конечно не полноценное реле, но, доехать до дома без чрезмерной нагрузки на аккумулятор вы сможете. Делается это следующим образом (рассмотрим сначала на примере 591,3702-01):
- Реле отключается от генератора;
- Выводы «В» и «Б» соединяются между собой кусочком провода;
- Вывод «Ш» соединяется с корпусом щеточного узла;
- Провод, идущий на контакт «30», необходимо отключить и максимально надежно заизолировать;
- Лампочка врезается в провод, идущий на вывод «15».
- В интегральных реле-регуляторах подключение происходит немного по-другому:
- Реле отключается от диодного моста;
- Лампочка подключается к проводу, идущему от генератора на реле.
Перед тем, как трогаться в путь убедитесь, что все собрано как полагается. Для этого, понаблюдайте за реакцией лампы на изменение оборотов двигателя. На больших оборотах она горит ярче, при снижении оборотов она горит «тише». Это говорит о процессе зарядки.
Предварительная проверка
Для проверки регулятора напряжения генератора понадобится мультиметр. Запускаем двигатель и мультиметром замеряем напряжение генератора. Один щуп измерительного прибора подсоединяем к клемме 30 генератора (та самая шпилька на задней стенке генератора, к которой идет обычно два, иногда три провода и закрепляются гайкой). Напряжение должно быть в пределах 12,5 — 12,8 вольт.
Затем запускаем двигатель и опять делаем замеры напряжения на клеммах генератора. На холостом ходе должно быть не меньше 13,2 вольт, но не более 14 вольт. Затем увеличиваем обороты двигателя до 3500 об/мин, в этом случае пределы напряжения должны быть в рамках 14,2 — 14,5. Напряжение не должно превышать значения 14,8 вольт. Если оно выше, то идет перезаряд аккумуляторной батареи.
Потом включаем дальний свет фар, печку, аварийную сигнализацию и другие приборы и опять замеряем напряжение на генераторе. Оно понизится под нагрузкой включенных приборов, но значение напряжения в этом случае не должно быть ниже 13,2 вольта. Если оно ниже минимального — «недозаряд».
В обоих случаях необходимо произвести проверку стабилизатора напряжения.
Проверка реле-регулятора напряжения Toyota Camry
Приводим справочные данные, касающиеся этого регулятора. А вот уже от провода с аккумулятора подсоединяем реле-регулятора, к щеткам которого подключаем лампочку на 12В, сделать это можно небольшими крокодильчиками, главное не сломать графитовые элементы.
Небольшая схема для понимания. Если подключить все в спокойном состоянии, то лампочка просто загорится и будет гореть, это нормально, так как щеточный узел является проводником электричества от вала.
Напомню в спокойном состоянии, напряжение на щетках будет примерно 12,7В. Теперь на зарядном устройстве нам нужно поднимать напряжение, до 14,5 В, лампа будет гореть, но при достижении этого порога она должна погаснуть! Если понизить значение, то лампа опять должна загореться. Тогда ваш реле-регулятора рабочий, он прошел проверку. В случае если напряжение достигло 15 — 16В, а лампочка горит, это значит реле вышло из строя его как проверить реле регулятор генератора на тойота заменить!
Вот такая вот простая проверка. Сейчас небольшое видео по теме. Проверка отдельного реле Аналогично можно проверить новый тип регулятора, то есть отдельный, здесь процесс проверки намного облегчен.
Это отдельный элемент, поэтому просто откручиваем его от кузова бывает и от крышки генератора и присоединяем к нашему стенду, еще раз хочу напомнить желательно как проверить реле регулятор генератора на тойота иметь блок питания на 12В, тогда процесс проверки на много облегчается. Если нет, используем зарядное устройство с режимами регулировки и подключаем по нижней схеме. Проверка такая же, повышаем напряжение до 14,5 В, лампа должна погаснуть, если нет, или отключается при напряжении намного выше — то реле вышло из строя нужна замена.
Старый тип или проверка Он также всегда отдельно крепился на кузове, но проверка здесь немного отличается по контактам. Если отключилась хорошо, нет — плохо, замена.
Зачастую при виновником проблем как проверить реле регулятор генератора на тойота зарядом может быть не сам регулятор, а его клеммы, от времени, они как и многие на автомобиле окисляются — что не дает нормально работать генератору и подзаряжать нашу батарею, поэтому для начала прежде чем менять этот узел постарайтесь его прочистить, убрать окислы и прочие налеты. Когда вы развальцуете корпус, то прежде чем вынимать пластмассовый торец, в котором закреплены все контакты соленоида, надо выпаять два провода, которые изнутри проходят сквозь пластмассу и сверху припаяны к контактам, иначе при вытаскивании пластмассового торца вы их оборвете, что несколько осложнит ваши дальнейшие действия.
Теперь, когда вы вынули пластмассовую деталь, надо внутри все почистить, в первую очередь почистить все контакты. Чем больше рисок от наждачной шкурки вы оставите на всех контактах, тем быстрее они вновь подгорят и выйдут из строя.
Если износ очень большой, то медные детали можно изготовить заново. Для этого можно использовать толстые медные клеммы от сгоревших предохранителей вставоккоторые можно найти на любой подстанции.
Убедитесь в наличии проводимости замкнутой цепи во всех трех измерениях. Если условия проверки не выполняются, замените блок выпрямителей. Проверка щеток Рис. Измерение длины выступающей части щетки Измерьте длину выступающей части щеток рис. Стандартная длина: Если длина щеток меньше минимально допустимой, замените щетки и щеткодержатель в сборе. Проверка подшипников Проверьте, чтобы ход переднего подшипника был плавным, как проверить реле регулятор генератора на тойота заеданий.
При необходимости замените подшипник. Выпрессовка переднего подшипника При помощи пресса и торцевой головки 17 мм впрессуйте передний подшипник рис. С помощью специального пуансона запрессуйте новый передний подшипник в крышку генератора со стороны привода. Установите держатель подшипника и заверните четыре винта его крепления.
Проверка реле напряжения
Момент затяжки: И наоборот, отказ реле-регулятора может привести к замене здоровых щеток. Некоторые специалисты меняют только щетки, расположенные совместно с реле-регулятором. Это не лучший вариант из соображений надежности, тем более стоимость реле-регуляторов распространенных автомобилей не так велика и может быть даже ниже стоимости замены щеток.
Возможные причины неисправности В качестве основных причин неисправностей реле-регуляторов напряжения генераторов рассматриваются: Наиболее опасная причина неисправности. После замены реле-регулятора генератор определенное время работает без проблем.
Но регулятор работает при повышенных токах и через пару месяцев вновь перегорает. В этом случае необходимо снимать генератор и везти его на тестирование; выход из строя выпрямительного моста пробой диодов.
Менее опасен, тем более данная неисправность вызывает перегрев генератора, и диоды меняются в первую очередь; переполюсовка или перепутывание полюсов аккумулятора. В этом случае выходят из строя и выпрямительные диоды; разрушение щеток; короткое замыкание на управляющем выводе реле-регулятора; естественный износ.
Последствия неисправного реле-регулятора могут быть существенны: Основные признаки неисправности Самый первый признак неисправности — отсутствие свечения контрольной лампочки индикатора как проверить реле регулятор генератора на тойота приборной панели при включении зажигания.
В возрастных машинах, где схема заряда аккумулятора аналогична, показанной на первом рисунке, автолюбителям еще рано паниковать. Возможно, это просто перегорела лампочка или нарушился контакт, и эти случаи довольно часты.
Автовладельцы снимают генератор, везут на тестирование, а зря.
Для замены реле регулятора необходимо:
- Выполнить демонтаж генератора. Чтобы это сделать, требуется отключить минусовую клемму.
- Отщелкиваются фиксаторы.
- Крышка отсоединяется от корпуса генератора.
- Нужно отключить разъем диодного моста.
- Откручиваются гайки и снимаются втулки контактной группы.
- Остаётся открутить несколько винтов, удерживающих регулятор.
Снятое реле ремонтируется или меняется на новое. Сборка генератора производится в обратной последовательности.
Порядок действий может несколько различаться в зависимости от модели автомобиля и конструкции генератора.
Инструкция проверки
Диагностика генератора – дело непростое, поэтому тут нужно придерживаться определенной последовательности действий. В первую очередь необходимо осуществить проверку генераторного реле, после – диодного моста, затем – статора и, наконец, ротора. Я советую в данной ситуации не импровизировать, а четко придерживаться приведенной инструкции.
Факт перенапряжения в районе бортовой сети автомобиля может стать причиной прекращения работы не одного прибора. Реле-регулятор генератора нужен для того, чтобы поддерживать правильную разность потенциалов. Чтобы проверить, нормально ли функционирует данный прибор, нужно:
- Переключить в режим измерения напряжения мультиметр.
- Завести автомобиль.
- Замерить уровень напряжения на клеммах аккумулятора или же на генераторных выходах. Оптимальное значение должно колебаться в районе 14-14,2 В.
- Нажать на акселератор (как раз тут пригодится помощник, о котором указывалось ранее). Уровень напряжения не должен измениться более чем на 0,5 В. Если же это не так, то можно с уверенностью говорить о неисправности реле-регулятора.
Диодный мост
Данное устройство состоит из шести диодов, которые объединяются в пластину, из которых одна – отрицательная, а вторая – положительная. Три диода имеют массу на катоде, а остальные – на аноде. Осуществить проверку диодного поста можно по этой схеме:
- Поставить мультиметр на режим омметра.
- Один щуп подсоединить к выводу данного устройства с плюсовым значением, а другой – поочередно подсоединять к таким выводам: «Ф1», «Ф2», «Ф3» и «0». То есть один щуп нужно присоединить к пластине со значением «+», а другим поочередно касаться выводов диодов, что в эту пластину были впрессованы.
- Поменять щупы местами и осуществить те же операции. В каком-то из этих случаев мультиметр должен продемонстрировать проводимость, то есть любого рода сопротивление, а в другом – нет. Данная проверка касалась диодов на положительной пластине.
- Один щуп подсоединить к отрицательной пластине, второй, как не трудно догадаться – к выводами диодов.
- Тем же образом сменить щупы и повторить операции. И опять: проводимость будет присутствовать в каком-то из этих случаев. Так мы проверили пластину с минусовыми значениями.
Автовладельцы должны обратить внимание на то, что сопротивление ни в коем случае не должно быть равно нулю. Если же это так, то есть вероятность пробоя диода. О диодном пробое может сказать также факт отсутствия какого-либо сопротивления в обе стороны в процессе подключения. Диодный мост способен раздавать недозаряд даже при факте одного неисправного диода, поэтому в таком случае автомобиль нуждается в срочной замене этого механизма.
Статор
Данный блок имеет вид полого металлического цилиндра, внутри которого аккуратно уложены генераторные обмотки. Инструкция проверка этого агрегата выглядит следующим образом:
- Выводы стартера отсоединить от диодного моста.
- Осмотреть состояние обмотки, ведь на ней не должно быть любого рода повреждений или подгораний.
- Поставить мультиметр в режим измерения сопротивления.
- Проверить обмотку на наличие пробоев: замерить уровень сопротивления между статорным корпусом и любым из выводов обмотки. Данное значение, как это ни странно, попадает в категорию, когда чем больше, тем лучше. Идеальный вариант, когда оно стремится к бесконечности. А если прибор показывает значение, которое ниже 50 КОм, это свидетельствует о скором выходе из строя всего автогенератора.
Ротор
Этот узел выполнен в форме металлического стержня. На который как раз и наматывается обмотку, а на его концах прикреплены кольца, по которым скользят генераторные щетки. Для осуществления диагностики данного механизма следуйте следующим рекомендациям:
- Я рекомендую извлечь ротор и осмотреть состояние подшипников и обмотки.
- Присоединить измерительные щупы к контактным кольцам (мультиметр все так же должен находиться в режиме измерения сопротивления). Значение данного показателя должно находиться в пределах 2,3-5,1 Ом.
- Несоответствие показателю: сопротивление не показывает совсем – в обмотке произошел обрыв; сопротивление выше – возможен плохой контакт или же дело в том, что выводы обмотки не припаяны как следует к кольцам; сопротивление ниже – возможность межвиткового замыкания.
Вышеприведенная инструкция диагностики автомобильного генератора поможет вовремя выявить неисправности в его работе в так называемых полевых условиях. А это станет причиной предотвращения многих проблем в общем состоянии автомобиля. Кстати, этот алгоритм найдет применение при проверке большинства современных авто, а также на многих отечественных. Но, я повторяю, главное условие заключается в том, чтобы напряжение бортовой сети равнялось 12 В.